Заглавная страница / Социология

Впервые: 200 лучших вузов Украины

Ныне в системе высшего образования страны обучаются 2 млн. 704 тысячи студентов. Добавьте к этому абитуриентов, их родителей, работодателей, для которых «цена» диплома разных вузов тоже имеет раз­личный вес. Полученное число убедительно докажет актуальность создания и внедрения четкой систе­мы рейтингования наших вузов.

Известно, что всякое сравнение хромает. Но так уж устроена жизнь — сравнивать нам приходится ежедневно, а то и ежечасно. По­этому главным условием правильности выбора является наличие системы четких критериев сравнения сравниваемых вещей, понятий и явлений. Это особенно важно в тех случаях, когда проблема выбора касается больших социальных групп. И одной из них, несомненно, является высшая школа.

Конечно, ожидать появления украинских вузов на ведущих позициях мировой табели о рангах сегодня не приходится. Но обладание «компасом», помогающим определить координаты нашего пребывания в мировой и европейской системах высшего образования, — просто необходимо.

Украина долго топталась у порога определения международных рейтингов университетов. Главным тормозом являлось отсутствие национальной системы рейтингования и членства в Международной экспертной группе по определению рейтингов. Некоторые высокие чиновники от образования рассуждали при этом примерно так: «Какой смысл нам попадать в одну компанию с Гарвардом и Оксфордом, если даже Московский университет в общепризнанном Шанхайском рей­тинге «Топ-500» занимает 70-е место, а Питерский пребывает только в пятой сотне? Куда уж нам!»

И еще об одном. Нет в мире идеальных методик определения рейтингов вузов. Впрочем, как нет и их оппонентов, предлагающих идеальную альтернативу. Кто-то требует включения показателей объемов библиотечных фондов, кто-то — количества подписных изданий профильной научной периодики (отечественной и зарубежной), иные — лабораторных площадей, приходящихся на одного студента, и т.д.

Итак, два первых важных шага сделаны: в прошлом году представители Украины вошли в Международную экспертную группу (IREG), а представленная ими методика определения рейтингов национальных вузов была одобрена. Ну, а что касается «места под солнцем» наших университетов в мировых и европейских рейтингах — тут вступает в силу крылатая фраза нашего первого президента…

Высшая школа Украины в цифрахВысших учебных заведений: университетов, академий, институтов, консерваторий, колледжей, техникумов (высших профессиональных училищ) и др. — 951.

Разработчики и составители рей­тинга отечественных университетов «Топ-200 Украина» (с ним читатели могут ознакомиться на 15-й странице сегодняшнего номера) исходили из материалов, представленных самими вузами и заверенных личными подписями ректоров. И только после скрупулезной проверки данных сотрудники кафедры ЮНЕСКО и Научно-исследовательского института прикладных информационных технологий отважились представить окончательные результаты на суд общественности. Кроме общего составлены также рей­тинги по классификационным группам (экономические вузы, медицинские т.д.), которые мы намерены опубликовать в ближайших номерах нашей газеты. И, конечно же, мы хотим поблагодарить авторов этого проекта за предоставление «ЗН» эксклюзивного права на публикацию рейтингов.

Сектор частной формы собственности насчитывает 126 вузов III—IV уровней аккредитации и 76 — I—II уровней. В том числе 35 университетов, 9 академий, 82 института, 55 колледжей, 18 техникумов и 3 училища.

Сектор государственной формы собственности включает 232 вуза III—IV уровней аккредитации и I—II уровней — 51 Среди них 141 университет, 52 академии, 39 институтов и консерваторий, 128 колледжей, 231 техникум и 158 училищ.

Наблюдается тенденция к омоложению студенчества Украины: средний возраст студента в 1993 году составлял 20 лет, ныне — 19.

За годы независимости Украины численность студентов на 10 тыс. населения увеличилась с 310 до 578 человек.

Контингент студентов по источникам финансирования распределяется следующим образом:

Сегодня высшая школа Украины готовит специалистов по 76 направлениям и 584 специальностям, что позволяет удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства страны.

в вузах III—IV уровней аккредитации 54,9% студентов обучаются на средства государственного бюджета, 43,0% — на средства физических и юридических лиц, 0,4% — на средства местного бюджета, 1,7% — на средства заинтересованной отрасли. То есть каждый второй студент является инвестором системы высшего образования.

в вузах I—II уровней аккредитации 51,3% студентов обучаются на средства государственного бюджета, 35,5% — на средства физических и юридических лиц, 11,7% — на средства местного бюджета, 1,5% — на отраслевые средства;




Заглавная страница / Социология