Заглавная страница / Социология

Столпы и мамонты отечественного образования: 28 лучших классических университетов

В «ЗН» (№11 от 24 марта 2007 года) был опубликован , составленный на основе методик IREG кафедрой ЮНЕСКО и Научно-исследовательским институтом прикладных информационных технологий. И сам рейтинг, и методика его проведения вызвали широкий общественный резонанс. В редакцию поступило множество отзывов, в том числе и конструктивных замечаний. Мы увидели неравнодушие наших читателей к качеству образования и, главное, — потребность и готовность что-то менять. А это говорит в пользу предоставленного проекта.



Согласно определению, данному в постановлении Кабинета министров от 5 сентября 1996 года, классический университет — это многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений. Кроме того, в таком вузе проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, ведется культурно-просветительская деятельность. В целом, классический университет объединяет три вида общественно значимых социальных институтов: науки, образования и культуры.

Помимо общей рейтинговой таблицы 200 лучших вузов, были определены рейтинги по различным их группам. Сегодня мы публикуем рейтинг лучших классических университетов Украины.

Однако динамичная современность диктует свои условия, и в развитых странах уже говорят о необходимости пересмотреть роль классических университетов в системе образования.

Престижность классических национальных университетов сохраняется на высоком уровне. В их пользу говорят фундаментальная база знаний, многолетние наработки в области науки и преподавания, признанные во всем мире научные школы, лучшие преподавательские кадры, солидная материально-техническая база. В то же время на выбор абитуриента влияет и такой фактор, как известность национальных университетов за рубежом и, соответственно, престижность диплома, открывающая двери к успешному трудоустройству. Университет — это средоточие интеллектуального цвета нации, кладезь международных контактов, программ обмена и грантов. Все это побуждает делать выбор в пользу именно этих учебных заведений.

Глобальная информатизация создает возможность свободного доступа к массивам информации без посредничества университетов. Все больше стимулируется самообучение, формируется культура дистанционного образования.

«Темпоритмика университетского образования медленнее темпоритмики постиндустриальных рынков труда», — пишет ректор Харьковского университета Виль Бакиров. — «[Оно] широкое, фундаментальное, ориентированное на вечное, на стабильный, рационально упорядоченный мир. Постиндустриальный мир с его бешеными скоростями наряду с fast-food внедряет fast-education, то есть образование узкофункциональное, направленное на конкретную профессиональную функцию, остро актуальную сегодня, но ненужную уже завтра». В связи с этим, отмечает В.Бакиров, функция профессиональной подготовки и переподготовки все чаще переходит к краткосрочным учебным программам, курсам, мастер-классам.

На сегодняшний день университетская общественность видит два основных выхода из ситуации: перестроить жизнь университетов в соответствии с рыночными законами или же законсервироваться в роли самодостаточной замкнутой системы со своими ценностями и интересами.

Смогут ли — и успеют ли — классические университеты перестроиться в соответствии с потребностями современного мира?

«Классические университеты — и только они — способны готовить людей, не только умеющих что-то делать, но и способных ответственно и стратегически думать и заботиться о будущем», — подчеркивает Виль Бакиров.

Однако ректор Харьковского университета называет обе стратегии «капитуляцией перед новыми, не совместимыми с традиционной университетской деятельностью изменениями и реалиями». Он считает, что университет должен опираться на те свои уникальные особенности, которые не способны обеспечить никакие мультимедийные учебники и интерактивные курсы. И прежде всего развивать свою цивилизационную функцию.




Заглавная страница / Социология