Заглавная страница / Социология

Учиться по-другому

В XXI веке общество все более приобретает черты информационного. На первый план выходит уже не материальная, а интеллектуальная собственность. Поток информации все время увеличивается. Знания становятся все более вероятностными и неоднозначными. Теперь необходимо не столько заучивать, сколько быстро понять общую идею, ее взаимосвязь с другими и использовать эти знания на практике. Учиться приходится не только в школе и в институте — а всю жизнь. Остро встает вопрос о переходе от заучивания к обучению приемам эффективной учебы — научиться учиться. Как же сделать этот процесс эффективным и приятным, несущим радость победы, а не разочарование и чувство беспомощности и неполноценности?

Учеба. У большинства из нас это слово вызывает воспоминания, связанные с каким-то нудным, неинтересным процессом, который неизбежен, как приговор суда, и противно тягуч, как жевательная резинка в волосах. Каждый взрослый уже как-то проскочил этот период и теперь видит свою задачу в том, чтобы с фельдфебельским занудством и педантичностью требовать от своих детей соблюдения тех же норм и правил, которые у самого вызывали наибольший протест и раздражение. Что-то здесь явно не так.

Проблемой эффективного обучения я заинтересовался в 70-х годах, еще учась в школе. Мне тогда попалась статья о донецком учителе Шаталове. Он творил настоящие чудеса — брал самый отстающий класс, и через несколько лет 100% учеников поступали в вузы. И это при том, что дети тратили на выполнение домашних заданий минимум времени. Мне тоже хотелось успевать в спортивную секцию, гулять во дворе, заниматься тем, что нравится, а на уроки тратить не более полутора часов в день. И при этом хорошо учиться в школе. С тех пор я старался найти и прочитать все, что касается быстрого, легкого, эффективного обучения.

В обществе существует интерес к людям, которые учатся эффективно. Об этом свидетельствует популярность программ типа «Самый умный» и т.д. Вряд ли эрудированность и энциклопедические знания, которые демонстрируют их участники, — это то, что требуется людям для успешности в жизни. Те, кто знаком с компьютерами, знает, что простое добавление оперативной памяти и замена процессора на более мощный не дает качественного скачка в работе компьютера. Все зависит от управляющих его работой программ. Среди программистов считается особым шиком, когда удается создать программу, позволяющую успешно решать поставленные задачи на компьютере, снабженном обычными процессором, винчестером и оперативной памятью.

Первое и, на мой взгляд, самое важное — необходимо принять за основу то, что любой обычный ребенок может и хочет хорошо учиться. Если он учится плохо — у него просто не получается лучше. Это очень важно, поэтому поясню. Представим знакомую ситуацию: ребенок плохо отвечает домашнее задание. За этим следует диалог: «Почему ты не готов?» Ответ: «Я учил». Учитель: «Значит, плохо учил. Нужно было учить лучше». Возникает вопрос: а как учить лучше? Что конкретно нужно делать? Может, прочитать параграф не два-три раза, а 50? Так ведь это под силу только самым отъявленным «ботаникам». Как нужно сесть? В какое время дня? Как поставить свет? О чем думать перед началом учебы? Что себе представлять? За что «зацепиться» в новом тексте? Какие образы строить в воображении? Что начертить в черновике и т.д. То есть какова детальная структура эффективного обучения? А что такое структура? Это алгоритм, программа, последовательность действий, сформулированная так, чтобы ее можно было понять и легко исполнять. В противном случае наставления учителя звучат как «пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что, но так, чтобы все было хорошо».

За 30 лет я накопал очень много. Многое испробовал на себе и своих детях и убедился, что эта задача решаема и не является такой уж сложной, как кажется на первый взгляд. Постараюсь изложить свои взгляды максимально просто — без использования специфических психологических, физиологических и др. терминов.

На первый взгляд эта разница почти несущественна — вроде бы голый лозунг, просто красиво звучащий. Но между этими двумя установками — пропасть. Психология и физиология говорят о том, что во время стресса человек не способен учиться. Если в начале урока учитель устроил разнос какому-то ученику — на этом уроке не будет учиться не только этот ученик, но и весь класс. Точно так же если перед тем, как ребенок сел делать домашнее задание, ему устроить разнос за плохую учебу — в этот вечер толку от его сидения за уроками не будет.

Вторым условием успешности обучения является положительный настрой. Учащийся сначала должен сформулировать в воображении яркий, привлекательный образ того, как будет здорово, когда он овладеет знаниями, которые собирается освоить. И он должен быть уверен, что он может это сделать и от него не потребуется каких-то сверхусилий или сверхусидчивости. Т.е. нужно учиться не для того, чтобы избежать наказания или плохой оценки, а для того, чтобы получать радость и удовольствие от узнавания нового, от того, чтобы стать чуть лучше, чуть значимее.

Постоянно внушайте ребенку, что он может легко и быстро учиться. Забудьте про критику. Если есть необходимость что-то исправить — просто подскажите варианты поведения и решения проблем. Дети ждут от нас помощи, а не бесконечных осуждений домашних прокуроров-параноиков.

Эффективное обучение — это большая тема. Рамки статьи не позволяют раскрыть ее полностью, поэтому, не углубляясь в детали, хочу поделиться тезисно некоторыми полезными приемами.

Приучите ребенка принимать душ каждый день. Это не только гигиена. Раздражение кожных рецепторов избавляет от негативных эмоций и готовит мозг к восприятию новой информации.

Ограничьте просмотр телевизора полутора часами в день. Эти яркие картинки на голубом экране отнимают ресурсы мозга даже после окончания просмотра. Только делать это нужно не запретом, а отвлечением. Лучше всего подойдет физкультура, спорт, игры, которые связаны с осязанием — лепка, конструктор и т.д.

Во время учебы хорошо что-либо пить — минералку, чай. Мне лично лучше всего подходит чай с лимоном и с медом. Это здорово помогает поддерживать работоспособность.

Желательно спланировать день так, чтобы с 13:00 до 17:00 и после 20:00 или не учиться, или выполнять какие-либо второстепенные, подготовительные действия, т.к. в это время учиться хуже всего.

Когда учишь что-либо сложное, нужно иметь под рукой черновик и разноцветные ручки. Если в процессе учебы составлять схемы с указанием связей цветными ручками, это запоминается быстро и надолго.

Рабочий стол должен быть хорошо освещен, т.к. более яркие картинки и текст запоминаются лучше.

Физика и математика обычно вызывают у детей наибольшие затруднения. А дело в том, что учить их нужно просто по-другому, чем историю и литературу. Сначала разбирается определение закона или теоремы так, чтобы стало понятно буквально на пальцах. Потом формулируешь его своими словами, затем возвращаешься к исходной формулировке и продумываешь ее детально. Затем разбирается формула к закону или теореме и ее варианты — как по-другому выразить одно через другое. И только после этого читается и учится сопутствующий текст. Поверьте, это очень просто. Я пробовал и на себе, и на своих детях.

Учить детей правописанию нужно не на слух, а зрительно, представляя в уме правильное написание сложного слова.

Юмор помогает и в жизни, и в учебе. Ведь юмор — это неожиданная комбинация известных понятий. Он делает мышление многовариантным, раскованным и повышает настроение.

Если тема очень сложная, нужно найти в ней то, что уже знакомо хотя бы чуть-чуть. И развивая, двигаться от этой зацепки к освоению темы.

Возможно, я не сказал ничего нового для специалистов системы образования, но возникает вопрос — почему мы не видим примеров эффективного обучения в школах, где учатся наши дети? Мы видим результат, который нас не устраивает, поэтому мы, родители, должны заняться внедрением приемов эффективного обучения наших детей сами.

Я абсолютно уверен, что люди могут учиться легко и эффективно. Нужно просто делать это по-другому — используя приемы, которые позволяют быть успешным.




Заглавная страница / Социология