![]() |
Заглавная страница / Социология «В Византиях нанотехнологий не бывает» ![]() 17 апреля на Общем собрании Национальной академии наук Украины ждали высоких гостей — во второй половине дня сразу после окончания заседания Кабмина должна была приехать Юлия Тимошенко. Однако с утра приехал Виктор Ющенко, которого, видимо, не на шутку начало тревожить намечающееся единение науки и Кабмина. В который раз в речи президента прозвучали слова о внимании к высоким технологиям, которые произносятся как заклинание, когда начинается борьба за голоса научно-технической интеллигенции. «Витийства византийской политики» — не без горечи отмечали академики… Корреспонденты «Зеркала недели» обратились к Василию КРУТОВУ, с именем которого связывают ликвидацию в Украине рэкета и бандитизма в 90-е годы. Василий Васильевич не только генерал-лейтенант, он еще и доктор наук, профессор, который сегодня занят разработкой негосударственной системы безопасности как составляющей национальной безопасности Украины. Всмотритесь в фотоснимки, которые мы сделали на «Электроприборе», высокотехнологическая продукция которого еще недавно поступала и в Россию, и на Запад. Они в комментариях не нуждаются. Ну кто поможет в этой ситуации? Кто хотя бы объяснит: есть ли свет в конце украинского тоннеля? — Давайте посмотрим на проблему несколько шире: как вообще обезопасить предприятия от рейдерства, потому что если мы поможем только одному или нескольким предприятиям, завтра в такое же положение попадут другие, и мы будем постоянно заниматься спасением кого-то, не понимая, что происходит. — Василий Васильевич, сегодня главная беда Украины — коррупция и процветающие на ее фоне явления, такие, например, как рейдерство, способное парализовать нашу экономику. Буквально в настоящее время захвачен ряд предприятий в столице Украины. Работа на них остановлена, выполнение договоров, в том числе и международных, нарушено. Как помочь таким предприятиям? Другое дело — черное рейдерство, которое проводится противозаконно. При этом захватчиков может интересовать даже не само предприятие, а земля, на которой оно расположено. На этой площадке захватчик возведет «свечу», выручив десятки и сотни миллионов долларов. Зачем ему заниматься высокотехнологическим производством и сталкиваться с трудностями? Правда, бывает, что таких захватчиков интересуют и патенты, и технологии, и даже хорошо подготовленные рабочие. Рейдерство, то есть недружественное поглощение одного субъекта хозяйствования другим, присуще не только Украине или России. Это всемирное явление. Другое дело, что поглощения в развитых государствах происходят в правовом поле. Это белое или серое рейдерство. Кстати, цель и результат этих действий могут быть весьма позитивными, так как у многих предприятий неправильная политика развития предприятия, очень слабый менеджмент, не вполне справедливое отношение к акционерам, особенно миноритарным. — Все это работники и акционеры «Электроприбора», так сказать, прочувствовали на своей шкуре. Что вы им можете посоветовать? Кроме всего прочего, надо иметь в виду, что современные рейдеры внешне мало похожи на бандитов. Сегодня никто из них по улице в спортивных костюмах с битами не бегает. Захват планируют, как правило, умненькие и даже образованные господа 25—35 лет, тщательно прорабатывающие все ходы за компьютером. Они ищут бреши в существующем законодательстве, используют коррумпированные правоохранительные органы, а главное — суды, потому что прежде, чем начать захват предприятия, должно быть судебное решение, затем нужно, чтобы исполнительная служба отработала это решение, а судебный пристав мог бы его реализовать. Конечно, нужно пройти и государственный реестр. Лишь после этого производится физический захват предприятия. Тем не менее это не значит, что надо сидеть сложа руки и не бороться. Уже замечено, что максимальная гласность в этом деле — лучший помощник пострадавшим. Но чтобы они могли добиться справедливости, нужна система борьбы с этим злом. Точной статистики захватов никто не ведет, но известно, что на территории Украины произведено около трех тысяч захватов. — Прежде всего — обратиться к нам. И не уповать на то, что придет какой-то добрый всесильный барин, который сразу всех рассудит по справедливости. Борьба с таким масштабным злом не проводится одномоментно. Даже приложив серьезные усилия, нескоро можно будет избавиться от таких вещей, так как в основе лежит большой экономический интерес, огромные деньги. Нередко при таких захватах заказчики работают даже не с территории Украины. Здесь только исполнители украинские. Зная о неповоротливости коррумпированной системы, отсутствии нормального правового поля, они используют любые ошибки в своих интересах. Причем, если заграничный захватчик зашел к нам, вытеснить его отсюда очень сложно. — Были ли по случаям рейдерства заведены уголовные дела, чтобы их можно было интерпретировать как недружественный зах ват? Ситуация уже не раз обсуждалась на Координационном совете МВД, и мы, в частности, лишали лицензий охранные структуры, имевшие отношение к физическим захватам. Хотя, как правило, это делают не юридические лица. Обычно для этого набирают несколько десятков человек с улицы. Их задача — хотя бы на один час захватить предприятие, чтобы получить печати, документы, поставить своего руководителя. Он по заранее разработанному плану структурирует это предприятие. — Почему? — Я таких примеров не знаю… — В рамках негосударственной системы безопасности, которую вы создаете, что-нибудь конкретное предпринималось по борьбе с рейдерством? — Объясняют это недостатками законов для борьбы с рейдерством. Хотя дело в том, что по каждому факту захвата есть несколько противоположных судебных решений из разных точек Украины. Причем здесь несовершенные законы? Для нас в этом отношении может быть интересен опыт россиян. Они сделали несколько показательных судов над рейдерами и это помогло! Давайте проведем такие же суды в Украине. Я ратую только за объективные, честные суды над конкретными преступниками, посягающими на чужую собственность. И на них нужно показать роль нечестного судьи, представителя исполнительной службы, чиновника местного самоуправления, замешанного в противоправных действиях, наконец, роль структур, выполнявших действия по захвату предприятия. Непременно следует показать и роль заказчика: кто он и как его действия могут отразиться на нацио нальных интересах Украины. — Мы собрали большой список судей, которые с нашей точки зрения принимали неправомерные решения. Списки переданы в соответствующие правоохранительные инстанции. Пока по ним конкретных решений нет. Хотя, казалось бы, чего проще: есть конкретный случай и нужно пройти по всей цепочке. Аналогичные комиссии начали создавать по всей вертикали власти при госадминистрациях на местах. Если бы удалось выстроить хороший гражданский контроль за деятельностью органов как в центре, так и на местах, это дало бы серьезный результат, потому что стала бы более прозрачной противоправная деятельность, способствовавшая развитию такой национальной беды. Кстати, шаги в этом направлении сделаны — в бытность работы первым вице-премьером Н.Азарова была создана комиссия по борьбе с рейдерством. В нее входили не только заместители министров всех силовых ведомств, но и представители УСПП, других общественных организаций. Это позволяло обществу и государственным структурам как-то противодействовать рейдерству — такие случаи рассматривались и принимались жесточайшие решения. Сейчас работа комиссии приостановлена, что, на мой взгляд, совершенно неверно. Поэтому сегодня первоочередная государственная задача — всемерное укрепление национальной безопасности страны, включая и ее негосударственную составляющую. Сделать ее мощной, профессиональной, эффективной, чтобы она имела правильный механизм взаимодействия с государственными институтами. Тогда совершенно по-другому заработает наша экономика, особенно кормилец развитых стран — малый и средний бизнес. Сейчас уровень криминализации находится не столько в сфере общественной безопасности, сколько в области экономических отношений. Здесь происходят заказные убийства, поджоги, захваты заложников, подрывы. В связи с этим и терроризм у нас особенный — не системный, как в других государствах. Он наблюдается там, где сталкиваются экономические интересы различных крупных финансово-промышленных групп. Негосударственная система безопасности, если она будет организована государством и наиболее креативными институтами общества, сможет очень квалифицированно, профессионально решать вопросы, устранять любые угрозы по отношению к национальному бизнесу: большому, малому, среднему, к иностранному бизнесу и инвестору. Собственно крупные инвестиции не пойдут в нашу страну, пока мы не наведем в ней порядок, в первую очередь, в сфере безопасности. Сравните инвестиции в Польшу, Россию и в нашу промышленность — они несопоставимы. А как нам развивать производство, когда очень не хватает собственных финансовых ресурсов? А в прошлом году при Ми нистерстве внутренних дел Украины создан координационный совет, в котором 50 процентов его членов представляют руководство министерства и вторая половина — негосударственный сектор безопасности. Это позволяет в режиме он-лайн решать все проблемные вопросы, возникающие во взаимоотношениях органов милиции и общественности. Координационные советы были созданы также по всей вертикали при УВД областей. Это, во-первых, хорошая площадка для решения возникающих проблем. Во-вторых — серьезная система гражданского контроля над МВД. Пять лет назад мы начали гражданский проект под названием «Негосударственная система безопасности». За это время была полностью сбалансирована ее идеология и возник целый ряд проектов, которые могли бы обеспечить ее реализацию. В прошлом году указом президента Украины была утверждена стратегия национальной безопасности Украины. Я руководил рабочей группой по ее созданию, когда был первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Положения стратегии как императивную норму предусматривают создание координационных советов, позволяющих выстраивать эффективную систему взаимодействия между общественными организациями и государственным сектором, неправительственными организациями. — Можно ли рассчитывать, что пройдет полтора-два года и рейдерство как явление исчезнет? Наша идеология — создание таких же координационных советов при Кабинете министров Украины, СБУ, Государственной налоговой администрации, Государственной таможне. При этом создается среда, позволяющая оперативно реагировать на угрозы, возникающие перед субъектами хозяйствования, и сделать отношения между правоохранительными органами, фискальными службами и частью общества прозрачными. Заглавная страница / Социология |