Заглавная страница / Социология

Гори, гори, ватра!

Но на календаре, на который время от времени с надеждой взирает наш усталый глаз, красуется начало июля. Лыжам и прочему зимне-спортивному снаряжению уже давно снится десятый сон на антресолях, термометр за окном упрямо показывает все те же 27 только с другим знаком, а нам почему-то хочется все тех же ощущений... Легких, ароматных, крылатых, неудержимых и свободных. Горных... А почему бы и нет?! Почему бы в придачу не послушать сочное живое пение, волевой гул трембиты, от которого захватывает дух? До колик в животе не насмеяться, слушая юмореску и «співанки», без которых не проходит ни одна гуцульская «массовка»?..

Глупая это затея — спрашивать жителей Надднепрянщины, Слобожанщины, Таврии, были ли они зимой в Карпатах. Ведь горы и лыжи — самые верные зимне-весенние спутники обладателей неповрежденных конечностей, некоего количества денег на счету, автомобиля или же билета на поезд. Разноцветные (по качеству полученных впечатлений впоследствии) спуски на заснеженных трассах, напряженные легкие (ведь столько кислорода в час они еще никогда не перерабатывали!), теплые капчуры — носки из овечьей шерсти после зимнего дня, гуцульские вкусности зимним вечером... Радуется душа, радуется тело и все его органы, кроме травмированных ног, рук, ушей, носа (нужное подчеркнуть). Радуются и веселятся в то время, когда их законного владельца в душном офисе одолевает приступ ностальгии по новогоднему отпуску.

История праздника прозрачна, как вода. Помните у Коцюбинского: «Ти меш, сарако, вiвчарити, а я му сіно робити. Вилiзу на копицу та й си подивлю в гори на полонинку, а ти мені затрембiтай... Може, почую. Як муть мряки сiдати на гори, я сяду та й сизаплачу, що не видно, де пробуває милий. А як в погожу нiчку зазорiє небо, я му дивитись, котра зiрка над полонинков — тоту бачить Iванко...» Так провожала с тоской Маричка своего Иванка на полонину пасти овец, предчувствуя, что это лето станет последним для их любви... И пусть несколько изменились традиции, пусть не «трембітають» уже так часто овчары своим любимым с высоких полонин, но дух этого священно-чарующего действа совершенно не изменился.

В предпоследний день первого месяца лета состоялся крупнейший фестиваль народного искусства с красноречивым названием «Полонинське літо», организованный верховинскими районными властями при содействии частных предпринимателей. Официальное начало действа — одиннадцать утра, неофициальное — четыре утра. Официальное завершение — 22.00, неофициальное — точно неизвестно. Место действа — Украина, Гуцульщина, Ивано-Франковская область, Верховинский район, окраина поселка Верхний Ясенив, высокогорное пастбище Запидок.

Смысл соревнований, без которых, собственно, не проходит тут ни одно народное гуляние, довольно прост. Руководители сельсоветов должны были представить свой населенный пункт во всей его красе: это касалось оформления территории, приветствия, национальной одежды, художественной самодеятельности. На полонине происходило доение коров, на которое охотно соглашались все желающие, овец (на случай, если кое-кого из барышень пугали коровьи габариты), приготовление брынзы — прославленнего соленого сыра со специфическим молочным ароматом и т.п. А еще гуцульская кухня, выставка изделий народных умельцев (пищики из брынзы и лошадки из твердого сыра в обязательном ассортименте). В праздничном действе участвовало более 300 представителей художественной самодеятельности из разных регионов области, многочисленные милицейские и пожарно-спасательные патрули (шашлыки, хоть и пост, никто не решился отменить).

Впрочем, это если не принимать во внимание только внешние детали праздника — поляну для празднования в виде эдакого городка, специально сооруженную новую сцену с гобеленом, колыбу (это к тем гуцульским вкусностям), живописную беседку для отдыха, часовенку. Вдоль дороги к месту действа установлены резные деревянные лавочки для самых уставших и ленивых гостей края. Примечание: под «дорогой» подразумевается крутой подъем.




Заглавная страница / Социология