Заглавная страница / Строительство

Показатели московского рынка торговой недвижимости отстают от показателей США и Европы

Обеспеченность Москвы современными торговыми центрами на конец первого полугодия 2008 года в среднем составила 202 кв. м на 1000 жителей. Наибольшее количество качественных торговых площадей располагается традиционно в центральном, а также в северо-западном и западном округах. Наибольшее отставание по обеспеченности качественными торговыми центрами наблюдается в восточном округе.

Обеспеченность Москвы современными торговыми центрами на конец первого полугодия 2008 года в среднем составила 202 кв. м на 1000 жителей. Таким образом, показатель обеспеченности торговыми площадями в торговых центрах остается ниже среднеевропейских показателей (400 - 600 кв. м на 1000 жителей) и существенно ниже уровня США (1200 - 1500 кв. м).

Из запланированных к вводу в первом полугодии 486 тыс. кв. м качественных торговых объектов, в том числе перенесенных с 2007 года, было введено 126 тыс. кв. м, что составляет 26% от всего объема площадей заявленных к вводу на начало 2008 года. Таким образом, общий объем торговых площадей в торговых центрах на 1 июля 2008 года составил 2 720 тыс. кв. м. До конца года заявлен к открытию 41 торговый объект. Сроки ввода некоторых проектов, таких как торговые центры «Зеркало», «Гудзон» и торгово-офисный центр «Женевский дом» перенесены на 2009 год.

Таким образом, показатель обеспеченности торговыми площадями в торговых центрах остается ниже среднеевропейских показателей (400 - 600 кв. м на 1000 жителей) и существенно ниже уровня США (1200 - 1500 кв. м).

Наблюдаемый в 1 квартале 2008 года трехкратный всплеск спроса на покупку помещений свыше 3000 кв. м, во 2 квартале зафиксирован не был. Наибольшим спросом по-прежнему пользуются площади 51 - 250 кв. м. В целом спрос несколько сместился в сторону укрупнения помещений.

За первое полугодие 2008 года спрос на аренду и покупку торговых площадей сместился в сторону южного направления. Спрос во втором квартале изменился незначительно. Количество заявок на аренду несколько сместилось от Северо-Запада в сторону Юго-Запада. Южное и Юго-Восточное направления все еще остаются наиболее востребованными среди покупателей торговых площадей, несмотря на снижение покупательского спроса на данные направления во втором квартале 2008 года.

Темп роста цен продаж на торговую недвижимость остается стабильным по сравнению с аналогичными периодами 2007 и 2006 годов. Во втором квартале продолжилось снижение активности проведения сделок по покупке торговых помещений. Однако это не повлияло на рост цен на торговую недвижимость в целом. В наибольшей степени вырос сегмент автономных магазинов. Прирост стоимости всех видов торговой недвижимости во втором квартале составил 8,1%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста средних арендных ставок сохранился на том же уровне. В сравнении с первым полугодием 2007 года значительно снизился тем роста цены аренды на автономные магазины и практически в два раза увеличился на площади в торговых центрах. Средний уровень ставок на торговые площади всех типов вырос по сравнению с аналогичным кварталом 2007 года на 28%. За 2 квартал 2008 года наибольший рост арендных ставок наблюдался в сегменте автономных магазинов. Это может быть связано со смещением спроса в сегмент средних площадей и тенденциями увеличения сдаваемых помещений в формате Street Retail. Также в этом квартале наблюдалось увеличение количества предложений по помещениям ценового уровня «выше среднего».




Заглавная страница / Строительство