Заглавная страница / Строительство

Последний островок социализма

Крупнейшая отрасль, основные фонды которой составляют треть всего имущества страны, в течение долгих лет упорно сопротивлялась рыночным преобразованиям. С 2008 года государство ввело механизм, который призван придать коммунальной реформе новый импульс. Речь идёт о Фонде содействия реформированию ЖКХ.

Последний островок социализма , чёрная дыра экономики , всероссийский собес - какими только эпитетами не награждали наше многострадальное жилищно-коммунальное хозяйство!

Конечно, нельзя сказать, что с 1997 года, когда апрельским указом Бориса Ельцина в стране была объявлена реформа ЖКХ, ничего не изменилось. На недавнем IX Всероссийском форуме ЖКХ участники вспоминали, что в девяностых годах проблемой было вообще собрать под муниципальное крыло ведомственный жилищный фонд, доля которого на тот момент превышала 90 процентов.

По краю пропасти

А с марта 2005 года в стране начал действовать новый Жилищный кодекс. Он не только вобрал в себя всю существовавшую на тот момент законодательную базу в сфере ЖКХ, но и придал ей ярко выраженную рыночную направленность. Жильцам предлагалось объединяться в товарищества собственников жилья, выбирать способ управления своим домом, нанимать управляющую компанию, самим определять перечень и стоимость жилищных услуг - уборку, техническое обслуживание, ремонт. Что касается коммунальных благ, то жильцы могли регулировать их потребление и, соответственно, уменьшать свои платежи, устанавливая приборы учета - счетчики.

Сейчас можно спорить, насколько правильным было решение переложить основное бремя реформы на население, поэтапно доводя уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов от экономически обоснованных затрат. Но, как не раз подчеркивали руководители Росстроя, только благодаря этому нашей стране удалось пройти буквально по краю пропасти, избежав коммунальной катастрофы. В отрасль пошли живые деньги, ибо самый аккуратный плательщик в нашей стране - это простые граждане.

Пряник для регионов

К сожалению, большинство россиян пока так и не поняли грандиозного замысла авторов идеи жилищного самоуправления. Точнее, из всей идеи они поняли, что государство оставляет их один на один с рынком жилищных услуг, недоразвитым и пугающим. И больше всего страхов было связано с состоянием жилищного фонда, который в последние годы ремонтировался в лучшем случае на 4 процента от потребности и потому пришел в ужасающее состояние. Сегодня 60 процентов многоквартирных домов нуждается в капитальном ремонте, объем ветхого жилья превысил 90 миллионов квадратных метров. В этих условиях ждать массового создания ТСЖ могли лишь законченные оптимисты.

В июле 2007-го был принят Федеральный закон О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства №185-ФЗ, и процесс, как говорится, пошел. Фонд будет действовать до конца 2012 года: к этому времени по мысли властей проблема ветхого жилья в России должна быть окончательно решена.

В феврале 2007 года в Казани прошло заседание Президиума Госсовета по реализации жилищного нацпроекта, где впервые проблема капремонта была обозначена на самом высоком государственном уровне. В апреле того же года в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин не только дал однозначный ответ, чья это обязанность, но и инициировал создание специальной госкорпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, средства которого будут направлены на капитальный ремонт и переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Размер этих средств заставил ахнуть бывалых коммунальщиков - 240 миллиардов рублей! В двадцать раз больше, чем выделялось на капремонт в прежние годы.

Каковы же эти условия? В частности, в регионе-претенденте доля коммерческих предприятий в ЖКХ должна составлять в 2008 году не менее 25 процентов, а в 2011-м - уже 80 процентов, под управление частных управляющих компаний необходимо передать не менее половины жилых домов, ТСЖ должны быть созданы в 5 процентах домов в 2008 году и в 20 процентах - в 2011-м, а уровень платежей населения к 2010 году должен быть доведен до 100 процентов от затрат. При этом федеральная помощь будет выделяться на условиях софинансирования, то есть только тем регионам, где разработаны целевые программы по капремонту домов и переселению людей из аварийного жилья, на что должны быть предусмотрены средства в местных бюджетах. В зависимости от бюджетной обеспеченности доля регионов составит от 20 до 50 процентов расходов на капремонт. И еще один важнейший момент: деньги будут поступать не на счета муниципалитетов, а конкретным товариществам собственников жилья, которые изъявят желание участвовать в этой программе и смогут внести свою лепту - 5 процентов от стоимости ремонта.

Изюминка этого масштабного проекта заключается в том, что деньги из фонда будут выделяться не просто так, по первому плачу региона, а при соблюдении им 12 весьма жестких условий, связанных с темпами реформирования ЖКХ. Это некий пряник для регионов, стимул для реальных преобразований в жилищной сфере.

Однако примерно в половине регионов основные требования, содержащиеся в законе о фонде, все же выполняются. А генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин приводит такую цифру: из общего числа домов, где в прошлом году был выбран способ управления жильем, 9 процентов - это ТСЖ.

Скептики сразу же заявили, что для большинства субъектов Федерации эти условия невыполнимы: нет собственных бюджетных средств, нет условий для создания ТСЖ.

Каждый регион волен сам решать - участвовать ему в общероссийском капремонте или заниматься ветхим жильем самостоятельно. Столичные власти, например, заявили, что условие о 100-процентных платежах населения для них абсолютно неприемлемо, город как дотировал граждан, так и будет дотировать. К тому же максимальная сумма, которую Москва может получить из Фонда ЖКХ, - 2 миллиарда рублей. А по столичной программе реконструкции жилфонда только на 2008 год выделено более 40 миллиардов рублей.

Бери, пока дают?

В марте таких ласточек оказалась уже целая стая: поступили заявки от Калужской, Кемеровской, Томской, Тамбовской, Нижегородской, Воронежской, Ростовской, Костромской, Самарской, Липецкой, Белгородской, Саратовской областей, от Татарстана и Мордовии. Практически все они одобрены. По словам Константина Цицина, фонд планирует в 2008 году перечислить регионам на капремонт жилья около 50 миллиардов рублей, а в 2009-м - уже 90-100 миллиардов. Всего же до 2012 года общий объем средств, которые предполагается направить из всех источников на приведение жилья в приемлемый вид, составит около 400 миллиардов рублей.

Однако в других субъектах Федерации на возможность использовать федеральные деньги смотрят с большим интересом. Уже в феврале 2008 года появилась первая ласточка: фонд одобрил заявку Челябинской области, в соответствии с которой регион получит более одного миллиарда рублей, что позволит отремонтировать 1617 домов. А это значит, что более 200 тысяч жителей области смогут улучшить свои жилищные условия.




Заглавная страница / Строительство